Веневский район расположен в северо-восточной части Тульской области, граничит на севере и востоке с Московской областью, на юго-востоке и юге – с Новомосковским районом, на западе – с Ленинским и Ясногоским районами, на юго-западе – с Киреевским районом Тульской области.
История
Веневский район был образован в результате районирования Тульской губернии в 1924 году. В пределах Веневского уезда были созданы 5 районов, в т.ч. Веневский с центром в г.Веневе.Венев - один из древнейших городов Тульской области.
Название связывают с расположением на р. Венёва (ныне Венёвка). Древний Венёв впервые упоминается в письменных источниках с 1371 г., однако был основан гораздо раньше, предположительно на реке Осётр, в районе нынешнего села Гурьево, входил в состав Рязанского княжества. К середине 16 века Венёв, видимо, был разрушен, а вместо него боярин Иван Васильевич Шереметьев (основатель города) построил на территории современного Венёва новый город (деревянная крепость) под названием Городенск, который в 1568 вместе с Венёвским уездом перешел к князю И.Ф. Мстиславскому. В 1572 стал дворцовым имением, и судя по духовной грамоте Ивана Грозного, Городенск переименован в Венёв. Находясь на пути кочевников из южных степей к Москве, город часто разорялся, сжигался дотла и вновь восстанавливался. В Смутное время также подвергался опустошениям. В XVII в. вблизи Венёва возникли земляные укрепления Засечной черты, остатки которых сохранились доныне. С конца XVII в., когда оборонительная линия Русского государства сместилась на юг, Венёв потерял оборонное значение, зато постепенно приобрел статус важного торгового центра. Официальный статус Веневский уезд получил при Екатерине II в 1777 году, когда Россия была поделена на губернии, вместе с уездом был включен в Тульскую губернию, ранее входил в состав Тульской провинции. На развитие города и округи повлияли строительные работы на Ивано-Озерецком канале, проводившиеся в начале XVIII в. с целью соединения через Упу и Шат Волги с Доном. В Венёве появилась первая парусинная фабрика, мастерские по изготовлению канатов. Работали артели углежогов для тульских заводов. Мануфактурное производство обеспечивалось поставками шерсти. В XIX в. в Веневе проживало 5,2 тыс. жителей, было 9 церквей, свыше 20 магазинов и торговых лавок. Процветала хлеботорговля. Промышленность и торговлю Венёва представляли винокуренные заводы, сахарный завод, кожевенное, салотопное заведения, мятные заводы, маслобойки, крупорушки, водяные и ветряные мельницы, кузницы и др. Строились и шоссейная дороги. В 1901 г. состоялось открытие железной дороги. Вокруг города было много фруктовых садов, в районе велась добыча известняка (в 30-х годах 20 века использовался для отделки станций Московского метро).
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 Венёв был оккупирован с 25 ноября по 11 декабря 1941 немецко-фашистскими войсками. Тогда же началась промышленная разработка полезных ископаемых. Для строительных нужд добывался известняк, из местной глины производился кирпич. В 30-х гг. XX в. была проложена железнодорожная магистраль Москва - Донбасс, появилась ветка Венёв - Узловая. Начались разработки на Гурьевском карьере, затем на Озеренском и Бяковском, которые снабжали щебнем и знаменитым венёвским белым камнем железнодорожное строительство, коммунальное строительство Москвы и центра России. В начале 50-х гг. была пущена в эксплуатацию шахта «Грызловская». В середине 60-х гг. началась добыча угля открытым способом. Через 20 лет Венёвский район стал основной угледобывающей зоной Подмосковного бассейна. В южной его части возник шахтерский поселок Грицовский.